Архив новостей


Интегрированный урок в 6 классе математика + изобразительное искусство+ технология

Интегрированный урок в 6 классе математика + изобразительное искусство+ технология   ТЕМА: Симметрия вокруг нас Педагогические цели: способствовать созданию представления о применении симметрии в жизни, формированию навыка оперирования понятиями «осевая симметрия»  в математике, создать условия для развития образного представления, фантазии, формирования навыков коллективной деятельности, воспитания взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности. Задачи урока:

Тип урока: интегрированный урок повторения и систематизации знаний. Форма урока: комбинированный урок. Предметные результаты: математика: представление об основных изученных понятиях (осевая симметрия, ассиметрия); умение грамотно применять математическую терминологию; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; ИЗО: приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности; восприятие и эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства; способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладение основами коммуникативной культуры. Технология: Личностные результаты: математика: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении учебных задач; ИЗО и технология: эмоциональное восприятие учебного материала; проявление эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; осуществление толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей; овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческого задания. Метапредметные результаты: математика: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; ИЗО и техноллогия: обогащение ключевых компетенций (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач творческого характера. Основные понятия и термины: осевая симметрия, ассиметрия; декоративно-прикладное искусство, орнамент. Образовательные ресурсы: презентация «Симметрия вокруг нас», таблицы с изображением древних орнаментов, раздаточный материал. Оборудование: оценочный лист, листы с заданиями, линейка, циркуль, цветные карандаши, фломастеры.   Ход урока  

  1. I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

  МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК Учитель математики: — Доброе утро ребята. Займите свои места. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А как вы думаете зачем люди ходят друг к другу в гости?    Вы готовы показать нашим гостям как мы с вами умеем работать? Тогда давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям как улыбается нам солнышко с экрана и пожелаем всем доброго дня и новых открытий. Разгадайте загадку:

  1. II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, в архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной. Но все признают, что Я- элемент красоты. Учитель математики: — О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (О симметрии). В каких учебных предметах вы встречались с понятием симметрии? Сегодня мы с вами объединим три науки: математику, изобразительное искусство, технологию. А как вы думаете для чего? Давайте поставим цель урока. И так тема сегодняшнего урока: Симметрия вокруг нас. Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме, рассмотреть практическое применение симметрии в изобразительном искусстве и технологии. У каждого на парте имеется оценочный лист, с которым вы будете работать на протяжении всего урока. Подпишите его. ЭПИГРАФ: «Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово,  есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Историческая справка: читает Саутиева Валерия:  Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Человечество с древних времен владело представлением о симметрии, как уравновешенности и гармонии. Древние ученые верили в математическую гармонию мироздания и в этой гармонии проявление божественного начала. Симметрия прекрасна.   Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии.   Учитель математики:— Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство.   III. Систематизация знаний и способов действий Учитель математики:— Какие основные виды симметрии вы знаете? (Центральная, осевая, зеркальная симметрии). — В каких геометрических фигурах существует центральная и осевая симметрия? Назовите. — Мы строили фигуры центрально-симметричные и фигуры симметричные относительно оси. — На что мы обращаем внимание при построении симметричных фигур? Давайте выполним практическую работу в парах. Возьмите лист, на котором изображен многоугольник. Надо провести все оси симметрии данной фигуры. Проверьте свою работу, сравнив с чертежом на доске. Оцените себя, поставьте оценку в оценочный лист. А сейчас поговорим о симметрии в искусстве. Учитель ИЗО: — Вы на уроках изобразительного искусства уже изображали симметричные предметы. Посмотрите на экран. Здесь представлены работы вашего класса.  Кто узнал свою работу? Напомнить  этапы выполнения этой работы. (вначале проводится ось симметрии, её делят на равные части ,проводят горизонтальные линии которые будут определять ширину изображений,  прорисовка  формы предмета, одна половина строга повторяет другую) Ребята где еще на изображениях мы применяли оси симметрии?(фигура человека, орнамент ) Я хочу еще продолжить и сказать, что ось симметрии применить при построении обычных предметов быта —  например ваза (Учитель демонстрирует вазу) Скажите эта ваза симметричная? А сейчас давайте посмотрим, как правильно строится ваза. Внимание на экран. Учитель показывает и рассказывает про этапы построения вазы.

А сейчас вы должны приступить к самостоятельной работе.  У вас на партах на листочка имеются изображения половины вазы. Ваша задача используя ось симметрии достроить вторую половину. А сейчас каждый оценит свою работу, поставьте оценку  в оценочный лист. Физминутка Игра «Зеркало» Учитель предлагает ученикам встать и стать его зеркалом, т.е. повторять все его движения в зеркальном отражении. Учитель поднимает руку – ученики тоже, отставляет ногу в сторону – ученики тоже. Однако нужно напомнить ученикам, что они – зеркало, т.е. они должны отражать все движения учителя. Возможно, дети поднимут вместе с правой рукой учителя свою правую руку (как на физкультуре), но, отражаясь в зеркале, правая рука становится левой. А если приблизиться к зеркалу вплотную, то можно слиться со своим отражением. Для демонстрации этого можно поставить перед собой какого-либо ученика, а затем медленно поднимать вверх свою правую руку, держа его левую. После этого провести еще ряд упражнений. Теперь мы знаем, что в зеркале все становится наоборот: правая рука станет левой, левая нога – правой. Учитель технологии: Далее продолжим говорить о практическом применении знаний о симметрии. Вспомним, где мы встречаемся с симметрией на технологии. (при выполнении чертежей) Например, чертеж одного из самых простых и нужных предметов домашнего обихода – разделочной доски может быть симметричным. При выполнении чертежа любого швейного изделия мы строим только половину, почему?  (Фигура человека симметрична) Процесс выполнения чертежа называется конструированием. В нем мы часто встречаемся с симметрией. Рассмотрим одежду женскую и мужскую. Чаще всего она бывает симметричной. Но не все в предметах быта, в одежде. В жизни симметрично. Давайте обратим внимание на изображение одежды. Какая декоративная деталь, имеющая и практическое назначение, чаще других располагается несимметрично. (карман) Обратим внимание на следующие изображения, форма и силуэт одинаковы.      Что бросается вам в глаза при сравнении двух изображений? (асимметрично расположенные детали) Асимметрия – нарушение или отсутствие симметрии. Вернемся к чертежам. Та же разделочная доска может быть асимметричной. Какая одежда, на ваш взгляд, подлежит большим изменениям? (женская) Рассмотрим эскизы, первые два – повседневная одежда, 3 и 4 – нарядная. Чаще всего ассиметричной бывает нарядная одежда, одежда выходного дня. Практическая работа Я предлагаю вам выполнить практическое задание, для мальчиков свое, для девочек – свое. Заполните верхнюю строку, впишите в нее свои фамилию и имя. Вам необходимо выполнить эскизы: 1.мальчикам – разделочной доски в правой части листа

  1. девочкам – эскиз одежды на фигуре человека

 

  1. IV. Тестирование

Учитель математики: сейчас вам необходимо выполнить тест из пяти вопросов по теме «Симметрия», который находится в оценочном листе. Сверьте свои ответы с ответами на доске и оцените свою работу с тестом, поставьте оценку в соответствующую ячейку таблицы.

  1. V. Домашнее задание.

Построить и выполнить в цвете орнамент на листе формата А4. Итог урока. Рефлексия. — Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». — Вы согласны с этим высказыванием? — Какие цели мы ставили? — Чему мы научились на уроке? Предлагаю закончить предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… Оцените урок. У каждого на парте лежит симметричная фигура — звезда. У неё пять углов. Если вам урок понравился и вы ставите за урок оценку «5», то оставьте все уголки звезды развернутыми. Если же урок не совсем понравился, загните один или два уголка. Благодарим вас за работу, большое вам спасибо!