Архив новостей


Урок истории » Великая Отечественная война» 9 класс

Учитель: Абросимова Людмила Викторовна
Школа/Год/Класс:МАОУ Исетская СОШ № 1/2017 9
Краткое описание задач урока

Технологическая карта урока

ФИО учителя Абросимова Людмила Викторовна
Предмет История.
Класс 9
Номер урока Глава 4.Великая Отечественная война. 1941-1945годы.
Урочная/не-урочная форма Урок; тип –изучения и первичного закрепления новых знаний ; вид – лабораторно-практичный.
Тема «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Цель Формирование у обучающихся представления о героической обороне Сталинграда.
Задачи Образовательные:

— проанализировать причины летних неудач Красной Армии в 1942г;

— дать оценку Сталинградскому сражению;

— дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

— развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

—  развивать навыки работы с информацией.

Воспитательные:

— воспитывать патриотизм, формировать гражданское самосознание, самовоспитание.

— развивать личностные качества обучающихся на основе примеров из истории:  патриотизма, мужества, благородства;

Социализации:

— приобретение опыта взаимодей-ствия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты Предметные: (знания, умения, представления)

— развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

— освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

— рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

—  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Создание антифашистской коалиции. Ф. Рузвельт, У. Черчиль, И.Сталин. Ленд-лиз. Советско-германский фронт весной и летом 1942г. Падение Севастополя 7 июля 1942г после долгой обороны. Битва за Сталинград.  План «Уран». Начало коренного перелом

. Партизанское движение.

«Рельсовая война», «Концерт». «Все для фронта, все для победы». Культура в годы войны.

Личностные: (личностные УУД)

— формирование историко-географического образа, включая представление о ходе сражений;

— уважение к истории Отечества;

— формирование устойчивого познавательного интереса и  мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

— выработка умений работать с учебной информацией;

— готовность к сотрудничеству с соучениками;

— формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

— делать выводы из сформулированных знаний.

Образователь-ная технология Технология развития критического мышления средствами чтения и получения информации из разных источников.

 

 

ХОД УРОКА
 

Этап урока

 

Форма орг-ции деят-сти уч-ся

 

 

Деятельность учителя

 

 

Деяте

ьность учеников

Знания, умения, предста

-ления

Формируемые УУД Формируемые основы:

— проектной/ исследоват. деят-сти;

— работы с текстом;

— ИКТ-компетентности

 

П

 

Р

 

К

 

Л

1. Организационный  момент (1 минута)
 

2.

Актуализация (10 минут)
Фронталь-

ая

Охарактеризуйте начальный этап Великой Отечес

венной войны. Что помешало Германии сокрушить СССР?

Ученики могут ответить:  быстрая мобилизация населения в ряды Красной Армии, надежды фашистов на раскол общества по нациям и поддержка оппозиций не оправдались, героическая защита своей Родины.

 

Работа с картой: умение показать и прокомментировать сражения. Новые знания Умение контролировать свои знания Умение  анализировать ответы одноклассников. Формирование устойчивого интереса к начальному периоду ВОВ. Заполнение таблицы на стр.194 «Основные битвы Великой

Отечествен-ной войны»

Групповая работа по обучающей структуре «Тик-тэк-тоу» Учитель раздает заранее подготовленные карточки Учащиеся получают карточки по типу «Крестики-нолики» с понятиями, датами. Используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали составляют предложения.

 

Работа в группе по карточкам.

 

Развитие креативно-го мышле-ния Само-контроль
3. Изучение новой темы. (20 минут)
Фронталь-ная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Провал немецкого наступ-ления под Москвой развеял миф о непобедимости гер-манской армии. Но успо-каиваться было еще очень рано. Враг был силен».

 

«Для борьбы с общим врагом начала формиро-ваться антигитлеровская коалиция»

Что такое ленд-лиз?

 

Чтение информации по учебнику.

Предполагаемые ответы:

Ленд-лиз – это помощь,  оказываемая США и Англией советскому Союзу в борьбе с фашистами;

— помощь оказывалась вооружением, транспортными средствами, продовольствием и др.

Поиск информации по учебнику

 

 

 

Умение строить высказыва-ние Смыслообразование Умение работать в команде Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр части фильма «От Кремля до рейхстага» часть «Сталинградская битва»

 «Советско-германский фронт весной и летом 1942г».Рассказ учителя.

 

Учащиеся делают записи в таблицу: «7 июля 1942года после 259дней упорной обороны пал Севастополь» Обьяснение Объяснять связи и отношения
«Итак, положение на Юго-Западном фронте резко ухудшила ситуацию для советских войск, почему?

В этот период издается приказ №227. Почему?

Учащиеся знакомятся с документом.

Предположительный ответ: Просчеты советского командо-вания о направлении главного удара немцев.

— для недопущения отступления и взятия в плен.

 

Объяснение Умение строить высказыва-ние Целепологание
Просмотр части фильма «От Кремля до рейхстага» часть «Сталинградская битва» Учащиеся делают записи в таблицу: 2 сентября 1942 года немцы начали штурмовать Сталинград»

19 ноября началось контрнас-тупление  советских войск под Сталинградом. Операция «Уран».

2 февраля 1943г. полное освобождение Сталинграда»

 

Работа с картой Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи Умение формули-ровать получен-ную инфор-мацию
Каково значение победы под Сталингр

дом?

Это явилось началом коренного перелома в ходе ВОВ.
Групповая работа

по структу-ре «Сингл раунд робин»

К каким последствиям могло бы привести поражение под Сталинградом? Учащиеся проговаривают  свой ответ по кругу один раз. Предположительные ответы:

-Стал бы открыт путь на Москву

-патриотический дух снизился бы после взятия города Сталина и т. д

Объяснение

 

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи Развитие критического мышления Умение работать в группе Формирование устойчивого интереса к изучаем

й теме

Физкультминутка (2 минуты) (использование структуры «Тэйк оф-тач даун») — отвечая на односложные утверждения, учащиеся встают, если ответ «да», садятся, если ответ «нет».
Индивиду-альная Просм

тр презентации «Партизанское движение в СССР»

Делают записи в тетрадях:  «В мае 1942 года при СВГ был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П. Понома-ренко» Объяснение

Понятие: «Рельсовая война», «Концерт».

Работа с картой: определе-ние райо-нов расши-рения

арт движения

Работа с понятиями Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива Презентация
Фронталь-ная «Все для фронта,все для победы» эти слова из стихов Ольги Берггольц стали призывом для всех, кто остался

в тылу.  Ковали победу и

труженики культуры.  Каких поэтов и композиторов военных лет вы можете назвать? Какие произведения на тему войны вам особенно нравятся?

Обучающиеся называют поэтов, писателей, композиторов военных лет.. Называют произведения военн

х лет.

А.Сурков,М.Исаковский, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов Д.Шостакович , А.Александров,

М.Блантер.

 

 

 

Прослушивание отрывков из военных стихов и песен. Умение формулировать свои мысли Умение работать в коллективе Песня Блантера «Катюша», стихи К.Симонова «Жди меня.»
4. Закрепление изученного материала (8 минут)
Фронталь-ная работа Какие события явились коренным переломом в ходе ВОВ? Почему он стал возможным? Предположительные ответы:

-битва под Москвой — начало

-Сталинградская битва-перелом.

Потому что, к концу 1943г. армия была оснащена новым вооружением;

-высокий боевой дух.

Объяснение Рефлексия деятельнос-ти

 

 

 

 

 

 

Развитие креативно-

го мышле-ния

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь  

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

Парная работа по структуре «Сималтиниус раунд тейбл» Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, или дата, или результат, написанные на отдельных листочках; учащиеся должны разместить в хронологическом порядке и подписат даты и результаты сражений.  Показать на карте места сражений учащиеся в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу. Затем проговаривают и показывают на карте.

 

Работа с хроноло-гией и картой Умение работать в группе Развитие  смысло-образу-ющей функции познавательного мотива
Фронталь-ная Итоги коренного перелома? Победа ознаменовало собой начало коренного перелома в ходе не только ВОВ,но и Второй мировой войны в целом. Инициатива перешла к СССР. Слово «Сталинград» стал символом сопротивления и мужества советских людей. Анализ
«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» Предположительно:причины неудач летом-осенью 1942г. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи Смысло-образова-ние
«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома» Записывают
5. Самооценка (1минута)
Кто подчеркнул:

— «Выполнил все задания»

— «Соблюдал правила поведения»

— «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

 

Самоконт-роль, самооценка Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности
6. Подведение итогов. Оценка учителя (2 минуты)
7. Домашнее задание (1 минута)
§ 32, читать и отвечать на вопросы в конце темы.

Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки

Творческое задание – подготовить сообщение о каком-либо родственнике, участвовавшем в ВОВ.

 

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Дата: _______Фамилия____________________Класс_____________

 

На уроке я выполнил(а) / не выполнил(а) все задания
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения
Материал урока мне был понятен / не понятен
Моя оценка себе За поведение на уроке:___________
За работу на уроке: ____________
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:____________________________________________

____________________________________________________

 

 

Вопросы для физкультминутки с  использованием структуры «Тэйк оф-тач даун»):

 

1.      Великая Отечественная война началась 22 июня 1941г.

2.      План молниеносной войны назывался «Тайфун».

3.      Советский Союз не был готов к войне.

4.      Более месяца сдерживал натиск врага Брестская крепость.

5.      Силы Красной Армии в западных военных округах по численности намного уступали войскам агрессора.

6.      В сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда.

7.      Она продолжалась 3 месяца.

8.      Ленд-лиз это помощь Советского Союза США.

 

Карточки по обучающей структуре  «Тик-тэк-тоу»:

 

Брестская крепость «Барбаросса» 22 июня
И.В.Панфилов Один месяц оборона
1941г Волоколамское шоссе Москва

 

5 декабря контрнаступление 1941г.
Гастелло танки самолет
Ленинград блокада 900 дне

 

«Тайфун» ГКО 30 сентября 1941г.
Урал И.В.Сталин эвакуация
12 млн.человек Москва Высший орган

 

А.Матросов плен Дорога
№ 270 жизни герой
Ленинград Огневая точка изменник

 

7 ноября «Центр» Ленинград
«Север» Народное ополчение парад
Жуков 1941г «Юг»

 

Карточки для обучающей структуры «Сималтиниус раунд тейбл»:

 

Сражения дата Результаты
Контрудар под Ельней

 

? ?
?

 

? 900 дней блокада
?

 

30 сентября 1941г. ?
Контрнаступление под Москвой

 

? ?
Севастополь

 

? ?
?

 

? Начало коренного перелома
?

 

? «Концерт»

 

Ответы:

 

Сражения дата Результаты
1. Контрудар под Ельней Июль 1941г. Задержано нем наступ на 2 мес.
2. Ленинград 1 сент 1941-январь 1944г  900 дней блокада
3. Начало наступления на Москву 30 сентября 1941г. «Тайфун» Контрнаступление
4. Контрнаступление под Москвой 5 декабря 1941г. Немцы отброшены на 100-250 км.
5. Оборона Севастополь 7 июля 1942г.(259дней) Захват фашистами
6. Сталинградская битва 19 ноября 1942г. Начало коренного перелома
7. Партизанское движение С мая 1942г. «Концерт»