Архив новостей


Урок русского языка в 8 классе с применение продуктивных технологий

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (§ 11). СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (§ 12)

(УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, проведению устного и письмен­ного разбора словосочетания. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском язы­ке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности {аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения,.владеют навыками информационной переработки про­читанного текста; говорение и письмо: способны сво­бодно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, по­следовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окру­жающей действительности; соблюдают основные пра­вила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке

Мета предметные:

Познавательные — адекватно воспринимают содержа­ние устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из раз­личных источников; владеют приемами отбора и си­стематизации материала на определенную тему; спо- собны свободно, правильно излагать свои мысли

в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные — определяют цели деятельности, после­довательность действий.

Коммуникативные — осуществляют коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважи­тельное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершен­ствованию; понимают определяю­щую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас

усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого обще­ния; проявляют способность к само­оценке на основе наблюдения за соб­ственной речью

Образовательные ресурсы: примеры словосочетаний, записанные на доске; алгоритм определения способов связи слов в словосочетании

 

 

Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний
    Определяют вид словосочетания по главному слову, выполняют соот­ветствующее действие: устная разминка по усвоению видов словосочетаний по главному слову. Глагольное словосочетание- поднимают правую руку; если именное — левую; если наречное — хлопают в ладоши.
    Берестяная грамота, письмо другу, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю
  2. МИКС -ФРИЗ-ГРУП (участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос )
    ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
    1 — я пауза Сколько главных членов в предложении : Хлынувшая вода прорвала плотину? — 2
    2-я пауза сколько словосочетаний в  сочетании слов : 1) душистые ягоды 2) листья малины 3) около леса 4) по гладким стволам? — 3
    3-я пауза Сколько прилагательных в предложении : В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин)? — 4
    Т.О. разделились на группы по 4 человека (получилось 6 групп по 4 человека, группы 1и4 — согласование, 2 и 5 — управление, 3 и  6 — примыкание)
понятие

Определение

Характеристика
Пример Противопо-
ложный пример
  1. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (участники рассматривают понятие с разных сторон, записывают его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры)

Необходимо по 3 таблички (можно на одном листочке ) для каждого участника каждой группы
Для заполнения таблиц необходим следующий материал

  1. Учеб­ник — с. 39-40.
  2. Раздаточный материал
    1. Согласование:
      ПРИМЕР : 1 -с красивой девочкой,4 — падающий лист
      ЗАДАНИЕ: Определите, какой частью речи выражено главное слово, какой — зависимое. В каком падеже стоит главное слово? В каком падеже стоит зависимое от него слово? Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слово. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Изменим главное слово, заменим его на подходящее по смыслу слово. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании?
    2. Управление:
      ПРИМЕР : 2 — гулять в лесу, 5 — ручка двери
      ЗАДАНИЕ: Определите части речи главного и зависимого слов. Устно измените (просклоняйте, проспрягайте) главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на подходящее по смыслу слово. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи?
обозначить главное слово, задать вопрос к зависимому слову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выступление групп, заполнение табличек
    МОДЕЛЬ ТАЙМД РАУНД РОБИН(каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение какого-то времени)
    Определить вид синтаксической связи в словосочетаниях :

    • первый ученик;
    • цветок липы;
    • дом отца;
    • весенний вечер;
    • встретить друзей;
    • золотое кольцо;
    • учиться плавать;
    • учиться плаванию.
  2. Выполнить проверочную работу
  3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании уверенность в победе.
    1. согласование
    2. управление
    3. примыкание
  4. В каком словосочетании использована связь примыкание?
    1. ждать отъезда
    2. сверкая на солнце
    3. весело играя
    4. вспоминая о лете
  5. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование?
    1. в новом доме, у синеющего пруда, очень весело
    2. на крылечке террасы, у второго подъезда, к нашему дому
    3. семеро козлят, на влажной траве, гуляя в непогоду
    4. моё сердце, белоснежные вершины, первое свидание
  6. РЕФЛЕКСИЯ : Что нового узнали на уроке? Назовите способы связи слов в словосочетании? По алгоритму расскажите об определении способа связи в словосочетании.
  7. Домашнее задание: содержание таблицы знать, выписать из предложения С/С , определить вид связи
    В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин).

Бабатенко Ольга Николаевн