Архив новостей


Урок окружающего мира» Человеческие расы» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру

 

в 4 классе   на тему: «Человеческие расы»

 

Цель: Ознакомление детей с тремя основными человеческими расами, их особенностями и народами Земли.  Отработка запуска проекта на основе учебного содержания предмета “Окружающий мир”.

Задачи:

— Создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.

— Ознакомить с тремя основными расами людей проживающих на нашей планете.

— Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас.

Формирование УУД:

– коммуникативных навыков через работу в группах, умение вести диалог, выработку и принятие общих решений
– предметно-образовательную компетентность через изучение материала темы” Расы и народы”, осознание различий национальности человека от его расы.
– информационную компетентность через работу с информацией, изложенную в учебнике, энциклопедии, дополнительной литературе, подготовленной учителем и родителями.
– навыков творчества через участие в проектной деятельности
– толерантности через уважительное отношение к людям разных рас и национальностей.

Оборудование: Оборудование: учебник, окружающий мир, авторы : Н.Я.Дмитриева;А.Н.Казаков
карта полушарий, глобус, карточки разных размеров (основные расы) «европеоидная, монголоидная, негроидная», словарь Ожегова,  конверты с заданиями, кроссворд.

 

Ход  урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент На партах карточки с рисунком, распределение по группам: европеоидная, монголоидная, негроидная.
а) Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.
б) Создание эмоционального настроя.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.
Удачи вам!
Мы будем думать, вспоминать, обсуждать и доказывать свое мнение на уроке.Внимание на доску.!
 

 

 

Прием

Скопируй хлопок

2.Постановка проблемной ситуации

Обучающая структура ДЖОТ ТОТС

1 слайд.1.Актуализация знаний и проблемная ситуация

Посмотрите внимательно на слайд…

Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Сегодня мы с вами будем говорить о самом большом обществе людей на земле-…

 

— Что вы здесь видите?

—  Чем они отличаются?
— А что их объединяет? Чем они похожи?

Структура ДЖОТ ТОТС

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Разделите листок на две половинки и запишите на первой половинке отличия а но второй половинке различия людей. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 6 ответов.  Время  на выполнение  — 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы.

 

2 слайд.

— А почему же люди живущие на планете земля так отличаются друг от друга?

 

 

 

— А   вот  я знаю такую притчу…

Очень  давно все люди на планете земля были черные-черные.  То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой…Об этом в притче не упоминается. И вот в один прекрасный день люди пришли к озеру и решили помыться. Первая группа людей помылись и стали белые, а вода почернела- так появились европеоиды.  Вторая группа людей подошли к озеру и стали мыться, вода еще больше почернела, и осталось воды совсем немного,  а люди остались немного смуглыми- так появились монголоиды. Третья группа людей подошли к озеру ,вода в озере черная и  а осталось совсем немного на дне озера и они смогли помыть только ладони и пятки, а вся остальная часть осталась черной- так появились на свет негроиды. Вы согласны со мной?

 

— Нам надо установить, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.

 

 

 

 

 

 

— человечество

 

-На слайде разные люди, представители  разных народов

 

Версии учеников. Ученики зачитывают ответы со своих карточек на середине стола

— Потому что …

У них разного цвета кожа, одежда.

— Они говорят на разных языках.

— Они все люди. У них у всех есть  руки , ноги – строение тела одинаковое у всех людей на нашей планете.

 

 

 

 

 

Версии учеников ( отвечают в группе участник №2 стол №1)

— Природа их такими создала…

— Мамы их такими родили

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет, это версия очень похожа на сказку.

3.  Объявление  темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд На этом слайде показаны ступени развития человека…

Отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 3 до 5 млн. лет назад. Примерно 30 – 40 тыс. лет назад возник современный биологический вид – человек разумный  ( Homo   Sapiens)

4 слайд: За многие тысячелетия  физический облик человеческих существ претерпел изменения. Шёл естественный отбор: выживали и давали потомство организмы, наиболее приспособленные к особенностям мест обитания. Людей на Земле было немного.

5 слайд. Отдельные их группы жили далеко одна от другой, в резко отличавшихся природных  условиях. Исторически складывались группы людей — расы

 

— Как вы понимаете слово « раса»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

Ученики читают определение по словарю Ожегова : раса.

-Исторически сложившаяся группа человечества , объединенная общностью наследственных физических признаков( цветом кожи, глаз,волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения

4. Открытие новых знаний 7, 8, 9  слайд

Европеоидная раса.
Отличается волнистыми или прямыми волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и  голубых , сильным развитием третичного волосяного покрова (борода у мужчин), слабым выступанием скул, незначительным выступанием челюстей, узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или средними губами.
У представителей европеоидной расы – густые волосы, брови, ресницы, борода, усы защищают лицо от капель частых дождей и горло от холодного воздуха.

 

слайд Монголоидная раса
Ей свойственны прямые жесткие темные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем, умеренно утолщенные губы, наличие особой кожной складки верхнего века, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз.

У монголоидов сильно развитая складка верхнего века защищает глаза от сильных ветров и песчаных бурь.
слайд Негроидная раса.
Для нее характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренное выступание скул, сильно выступающие челюсти, слабо выступающий широкий нос, утолщенные губы.

У  негроидов в условиях жаркого влажного климата с усиленным солнечным освещением темная окраска кожи предохраняет от солнечных ожогов, а курчавые волосы образуют естественную защитную «шапку». Для усиленного испарения влаги через слизистую оболочку приспособлены утолщенные губы и поперечно расположенные широко открытые ноздри.
слайд.  Посмотрите на схему. Распространение человеческих рас на земле- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы.?

— Жаркий климат Африки – негроидная раса
— Сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли, песка, климат Азии – монголоидная раса
— Влажный холодный климат Европы – европеоидная раса

Рассуждения учащихся. работа в группе

— Выступление докладчиков с каждой группы

 

 

 

 

 

Что такое расизм? Может это наука о расах? Кого называют расистом?

это не наука, а идеология и политика наиболее реакционных групп общества, направленная на оправдание эксплуатации человека человеком. (Причина появления расизма — колониальные захваты).

— Расизм – это войны, смерть , убийства ни в чем не повинных людей, таких же как мы с тобой…

— Мы против расизма!

Рассуждения учащихся
5. Закрепление изученного слайд А теперь, давайте проверим насколько внимательно вы меня слушали, а узнаем мы это, ответив на вопросы в таблице

 

 

Молодцы. Вы внимательно слушали, и поэтому легко справились с заданием. Продолжим нашу работу.

Отвечают на вопросы и заполняют таблицу.
6. Систематизация знаний слайды

Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.
— Мы все  составляем  единое человечество.

— А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий?

— Люди разделяются не только на расы но и на народы.

— Как вы понимаете слово «народ»?
— Как вы думаете, понятия «народ» и «раса» означают одно и тоже?
— Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа?
— А сколько рас на Земле?
— А народов очень много, около трех тысяч.

Поработайте в группе, составьте по 3 утверждения: 2 факта по теме урока, а 1 выдумка.

 

 

Рассуждения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура « Файнд зе фиб»

Учащиеся составляют утверждения, зачитывают группам

 

 

7 . Итог урока Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока.

Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали

Запишите 2 названия постеров, которые вам понравились

Запишите комментарий или вопрос, который  возник во время урока

Придумайте девиз или слоган о единстве всех людей на планете Земля

Рассуждения учащихся.

Выводы:
— Единое человечество состоит из разных рас и народов.
— Люди всех рас и народов равны между собой.
Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.

8. Задание на дом.  

4. Домашнее задание

а. Прочитайте параграф “Челочеческие расы. С.17-18, сравните материал, который изучили на уроке и материал в учебнике.

б. Найдите то, о чем мы не говорили.
— Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будите терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.

Рассуждения и ответы учеников