Архив новостей


Урок химии с применением продуктивных технологий

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Исетская средняя общеобразовательная школа №1

Исетского района Тюменской области

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по химии в 8 классе

тема урока » Соли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Захарова Наталья Валерьевна,

учитель химии МАОУ Исетской СОШ №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

 

 

Цель урока: сформировать понятие о солях и их классификации и номенклатуре.

Задачи урока:

Образовательные.

Познакомить с понятием солей. Рассмотреть состав и номенклатуру солей. Научить составлять формулы солей, согласно валентности.

Воспитательные.

Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся, работы в группе и коллективе.

Развивающие.

Создать условия для развития умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Тип урока: комбинированный.

Взаимодействия и отношения:

Взаимодействие ученик-ученик

Структуры: ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

КЛОК БАДДИС

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБАЛ

ТЭЙК ОФ — ТАЧ ДАУН

Взаимодействие ученик-учебный материал

Структуры: ЭЙ АР ГАЙД

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Кто с работой дружен

Нам сегодня нужен? — Нужен

Кто с учебой дружен

Нам сегодня нужен? — Нужен

С химией  кто дружен

Нам сегодня нужен? — Нужен

Таким ребятам хвала и честь. Такие ребята в классе есть?                                                     -Есть!

  1. Актуализация знаний учащихся.

Вывод темы урока:

Структура СОРД КАРДС

Работа в парах

Распределите предложенные вам формулы на различные категории.

Дайте название каждой категории.

Al2O3, NaCl, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, CaCO3, Cu(OH)2, HCl, HNO3, SO3, Са3(РО4)2 , H2CO3, FeO, H2SO4, CaO.

 

Проверим:

Оксиды Al2O3, SO3, CaO,

Кислоты HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4,

Основания Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2,

 

Но мы видим, что появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества

NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2.

 

И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты

  1. Это вещество входит в состав крови человека.
  2. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.
  3. Оно содержится в Мировом океане.
  4. Из него в Боливии строят отели.
  5. Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

Этот класс веществ называется соли.

 

Тема урока: «СОЛИ»

 

С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Иодированная», бывает мелкая и крупная).

 

А что мы знаем о пищевой (поваренной) соли? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение — основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

до утверждения после
Существует три способа добычи поваренной соли.
Формула поваренной соли NaCl
Твердая или каменная соль образует под землей огромные горы
Россия занимает 1 место по запасам соли
В каждом человеке содержится примерно 300 г. Соли.

 

Давайте послушаем сообщение о поваренной соли.

После прослушивания прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или — , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?

Об этом (изменились ли ваши утверждения) поделитесь с партнером на 6 часов.

Структура КЛОК БАДДИС

(спросить несколько человек)

 

Определение понятия соль с точки зрения химии

-Основной признак-на первом месте металл, на втором кислотный остаток

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотного остатка.

 

Название кислоты Формула кислоты Формула

кислотного остатка

Название кислотного остатка
Соляная HCl хлорид
Азотная HNO3 нитрат
Азотистая HNO2 нитрит
Серная H2SO4 сульфат
Сернистая H2SO3 сульфит
Сероводородная H2S сульфид
Угольная H2СO3 карбонат
Кремниевая H2SiO3 силикат
Фосфорная H3PO4 фосфат

 

Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. Составьте формулы кислотных остатков.

Название кислоты Формула кислоты Формула

кислотного остатка

Название кислотного остатка
Соляная HCl Cl хлорид
Азотная HNO3 NO3 нитрат
Азотистая HNO2 NO2 нитрит
Серная H2SO4 SO42- сульфат
Сернистая H2SO3 SO32- сульфит
Сероводородная H2S S2- сульфид
Угольная H2СO3 СO32- карбонат
Кремниевая H2SiO3 SiO32- силикат
Фосфорная H3PO4 PO43- фосфат

Обсудите с партнером по лицу ваши формулы кислотных остатков. (проверка со слайда)

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

 

Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:

Название соли = Название кислотного остатка + Название металла в родительном падеже

NaCl    хлорид натрия

 

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Обсудите с партнером по плечу как называются данные вещества.

CaCO3      карбонат кальция

Ва3(РО4)2      фосфат кальция

 

Выделите из предложенного списка веществ формулы солей

CuS                LiCl                   Mg(NO3)2         Fe(OH)2

BaSO4                    K3PO4                NH3                 Na2O

Сколько формул солей у вас получилось? Какие вещества мы с вами отнесли к классу солей? Свой ответ поясните.

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Обсудите с партнером по плечу какие вещества являются солями.

 

Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

 

Запишите формулы солей в 2 группы: соли растворимые в воде и соли нерастворимые в воде.

Дайте названия данным солям.

 

Закрепление

Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.

  1. Соли – сложные вещества.
  2. Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка.
  3. Соли могут быть растворимы и нерастворимы в воде.

 

Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБАЛ

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

  1. Формула поваренной соли КСl
  2. Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
  3. Соль фосфат магния нерастворима в воде.
  4. К2СО3 – это формула карбоната кальция
  5. В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

KNO3, NaOH,  HCl,  Na3PO4,  CaO,  HNO3,  BaCO3

 

Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

Домашнее задание.

Параграф 21, выучить названия солей, в.3 с.113

 

 

 

 

Список использованной литературы

Список использованной литературы

  1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа. 2009
  2. С.Ю. Игнатьева Химия. Нетрадиционные уроки. –Волгоград: Учитель, 2003

 

 

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru